Расчетно-кассовое обслуживание предприятий
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов - это совокупность банковских операций, удовлетворяющих определенные потребности клиентов и направленных на извлечение прибыли.
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов включает открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе:
- зачисление поступивших на имя владельца счета денежных средств;
- перечисление со счета денежных средств иным лицам и банкам;
- обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей, принадлежащих клиенту и находящихся в банке;
- прием и выдачу денежной наличности;
- иные действия, предусмотренные законодательством и осуществляемые по соответствующим банковским счетам.
Клиент уплачивает банку вознаграждение за оказываемые ему операции расчетно-кассового обслуживания в соответствии с тарифами, утвержденными в банке. Плата за каждую операцию устанавливается отдельно [1].
При расчетно-кассовом обслуживании банки выступают в качестве финансовых посредников между экономическими агентами. Банки, с одной стороны, предоставляют услуги по платежам своим клиентам, а с другой - сами являются клиентами Национального банка Республики Беларусь, пользуясь его услугами для организации наличного денежного обращения и осуществления межбанковских расчетов по выполнению денежных требований и обязательств по собственным платежам и платежам, инициированным их клиентами.
Далее следует рассмотреть основные принципы, которыми руководствуются банки при осуществлении расчетно-кассового обслуживания.
Основными принципами организации расчетно-кассового обслуживания клиентов являются:
- открытие счетов клиентов в порядке, установленном законодательством Беларуси;
- ведение счетов клиентов в порядке, установленном законодательством Беларуси;
- строгое документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете каждой совершаемой операции;
- обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей, принадлежащих клиенту и находящихся в банке;
- обеспечение банковской тайны по операциям и счетам клиентов;
- осуществление внутреннего контроля, соответствующего характеру и масштабам проводимых операций.
К основным законодательным источникам регулирования расчетов и кассовых операций относятся: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс об административных правонарушениях.
Специальные законодательные и нормативные акты включают: Закон Республики Беларусь «Об электронном документе», Правила открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь, Правила организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь, Инструкцию о банковском переводе, Правила осуществления межбанковских расчетов и др.
Правовой основой осуществления расчетно-кассового обслуживания является наличие у банка лицензии Национального банка Республики Беларусь и заключенного договора (договора на расчетно-кассовое обслуживание, банковского вклада (депозита), договора текущего (расчетного) банковского счета, договора корреспондентского счета или иного договора) между банком и клиентом.
Банк не вправе отказать клиенту в расчетно-кассовом обслуживании, если этот вид деятельности предусмотрен уставом банка и банк имеет соответствующую лицензию Национального банка Республики Беларусь [8].
Необходимой предпосылкой для проведения безналичных расчетов является наличие у клиента текущего (расчетного) или иного счета по операциям клиентов, позволяющего проводить расчеты.
- Банковские счета субъектов хозяйственной деятельности
- Порядок и особенности открытия банковских счетов предприятий в Республике Беларусь
Другие материалы:
Политика валютного курса на 2008 год
В 2008 году Банк России продолжит проведение денежно-кредитной политики в условиях сохранения режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, не обусловленных ...
Фондовый рынок как фактор роста ВВП
Решение поставленной Президентом РФ задачи удвоения ВВП к 2012 г. потребует ежегодного роста не менее чем на 7,2% (за основу взят 2002 г.). Если в качестве срока взять 2010 г., то потребуется ежегодный рост в 9,4%. Вместе с тем средние те ...
Факторы, препятствующие дальнейшему развитию рынка дистанционного
банковского обслуживания
Перспектива дальнейшего развития рынка дистанционного обслуживания будет определяться не только отношением потенциальных пользователей к системам подобного рода, но и рядом внешних факторов.
Так на развитие рынка дистанционных банковских ...