Методы управления активами

Страница 1

Теория банковского дела в США предлагает несколько методов управления активами. Рассмотрим три из них.

Метод общего фонда средств

В

основе метода лежит идея объединения всех ресурсов банка: собственных (капитал, фонды и резервы); привлеченных (различные депозиты и займы).

В первую очередь банк формирует резервы – первичные и вторичные. В балансе эти резервы не выделяются отдельными строками. Это ликвидные средства, которые размещены в форме наличных денежных средств, средств на счетах в банках-корреспондентах, в Федеральном резервном банке; в высоколиквидные государственные или муниципальные ценные бумаги, в отдельных случаях – в кредиты (с ближайшим сроком погашения до 30 дней, в кредиты до востребования).

Первичные резервы можно определить как кассовые, а вторичные – как некассовые резервы. Банк самостоятельно определяет общую сумму резервов в процентах от общего фонда средств, находящегося в распоряжении банка, с учетом обязательных нормативных требований, установленных законодательством.

Следующий этап размещения средств по методу общего фонда – формирование кредитного портфеля. Ссуды занимают наибольший удельный вес в размещенных активах и имеют наибольшее значение в деятельности банка. Возможности банка в предоставлении кредитов определяют его позиции на рынке. Банк получает основную долю доходов именно от предоставления кредитов.

В последнюю очередь, по «остаточному принципу», формируется портфель ценных бумаг. Свободные после удовлетворения законных потребностей клиентов в кредитах средства банк может разместить в первоклассные краткосрочные или относительно долгосрочные ценные бумаги. Доход по этим бумагам дополняет доходы по кредитам и операционной деятельности. Ценные бумаги дополняют резервы второй очереди по мере приближения даты погашения.

При использовании этого метода наибольшее внимание уделяется вопросам ликвидности банка, но не учитываются различия в требованиях ликвидности депозитов до востребования, срочных депозитов с различными сроками погашения и ликвидности капитала.

Метод распределения активов (метод конверсии средств)

Размер необходимых банку ликвидных средств зависит от источников привлечения средств.

При этом методе происходит определенное разграничение источников средств в соответствии с действующими нормами обязательного резервирования и оборачиваемостью каждой категории ресурсов. Каждая категория источников средств распределяется по группам активов независимо от остальных.

Требования к наличию резервов по депозитам до востребования, как обязательные, так и вытекающие из скорости оборота средств, очевидно, будут значительно выше, чем к наличию резервов по капиталу. Основной капитал, не требующий покрытия резервами, может быть использован на вложения в основные средства и долгосрочные инвестиции.

Преимущества данного метода заключаются в том, что расчет распределения категорий ресурсов по категориям активов позволяет уменьшить долю ликвидных активов, прежде всего в форме наличных средств, и, соответственно, увеличить норму прибыли.

К недостаткам следует отнести отсутствие тесной и прямой связи между скоростью обращения средств и неснижающимся остатком средств по данной категории ресурсов. Метод этого не учитывает. Кроме того, на практике не бывает предполагаемой независимости источников ресурсов от их распределения. Привлечение крупного клиента, имеющего депозиты до востребования, чековые счета, как правило, подразумевает и выдачу этому клиенту кредитов, причем не только краткосрочных.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Порядок рассмотрения вопроса о предоставлении кредитов и оформление договора
Кредитная заявка клиента регистрируется в канцелярии банка или в журнале регистрации входящей корреспонденции управления кредитования банка. После регистрации заявка в соответствии с резолюцией руководства банка передается кредитному раб ...

Порядок предоставления ипотечного кредита коммерческими банками
Ипотечный банк – кредитная организация, специализирующаяся на выдаче долгосрочных ипотечных кредитов под залог недвижимости (земли, различных строений и других объектов недвижимости). Ресурсы ипотечного банка складываются из собственных н ...

Разработка требований и обязательств во взаимоотношениях банка с клиентами
При заключении кредитного договора в сделке участвуют две стороны – кредитор (банк) и заемщик (клиент банка). Для того чтобы в заключение сделки были заинтересованы обе стороны, необходимо чтобы и банк, и клиент выполняли определенные тре ...