Спрос и предложение ссудного капитала
Сущность движения ссудного капитала наиболее полно проявляется в процессе передачи его от кредитора к заемщику и обратно. Фактически при этом владельцем капитала (кредитором) осуществляется продажа заемщику не самого капитала, а права на его временное использование.
Многие экономисты рассматривают ссудный капитал как своеобразный товар, потребительская стоимость которого определяется способностью продуктивно реализовываться заемщиком, обеспечивая ему прибыль (часть которой и используется для последующей выплаты ссудного процента).
Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все остальные величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.
Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется:
· дальнейшим ростом экономики;
· снижением инфляции и инфляционных ожиданий;
· ростом доверия к банковской системе.
В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денежного оборота, формируется спрос на деньги.
Первый (основной) вид потребности в деньгах, т.е. в запасе денег (трансакционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того или иного участника денежного оборота. Для индивида – это запас денег для покупок до следующего получения доходов. Для предприятий запас денег предназначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осуществление прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег – это валютные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на расчеты по внешнеэкономической деятельности.
Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволяет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для снижения рисков в условиях неопределенности и сглаживания неизбежных кассовых разрывов.
Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа – кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется а приобретении не материальных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты.
Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных:
1. денежной базой центрального банка;
2. ставкой процента на денежном рынке;
3. нормой обязательного резервирования.
Денежная база центрального банка включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечивается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящимися в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам.
Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значительной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соотношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы.
Другие материалы:
Международный страховой рынок
Страхование принадлежит к наиболее интегрированным формам финансовой деятельности. Все крупнейшие страховые компании мира объединены связями совместного страхования и перестрахования. Во многих странах разрешен свободный доступ иностранны ...
Понятие прибыли и особенности налогообложения доходов коммерческих банков
Для коммерческого банка прибыль является финансовым результатом его деятельности. При этом основным принципом деятельности банка является коммерческий расчет, т.е. доходы должны покрывать все текущие расходы и создавать средства для его р ...
Золотодобывающие компании. Реструктуризация отрасли
Завершилось формирование устойчивой структуры отечественного рынка золотодобычи. В каждом из золотодобывающих регионов определились явные компании-лидеры, которые консолидировали значительные производственные мощности. В результате образо ...