Влияние Интернет-банкинга на структуру банковских рисков: особенности и принципы управления
Базельский комитет по банковскому надзору сформулировал 14 принципов управления рисками в сфере электронных банковских услуг[7]. Свод этих правил не является обязательной для исполнения директивой, однако де-факто все солидные банки развитых стран соблюдают данные требования. Принципы управления рисками сгруппированы в 3 крупные категории.
А. Надзор со стороны высшего руководства банка.
1) Создание эффективной системы наблюдения за операциями, совершаемыми электронным способом.
2) Внедрение всесторонней процедуры контроля над поддержанием необходимого уровня информационно-технологической безопасности.
3) Организация тщательного отслеживания взаимодействия с партнерами, привлекаемыми к предоставлению отдельных видов электронных банковских услуг.
Б. Обеспечение безопасности в сфере информационных технологий.
4) Аутентификация клиентов, пользующихся электронными каналами обслуживания.
5) Недопущение отказа от обязательств по онлайновым трансакциям и строгая ответственность за их проведение.
6) Разграничение функций банковских служащих при работе в системах е-банкинга, использовании баз данных и приложений.
7) Эффективный контроль над процедурами авторизации и получения доступа к системам е-банкинга, базам данных и прикладным программам.
8) Обеспечение целостности данных по операциям и записям в сфере онлайновых услуг.
9) Точный учет трансакций, совершаемых электронным способом.
10) Сохранение конфиденциальности ключевой банковской информации.
В. Управление правовым и репутационным рисками.
11) Предоставление необходимой информации об электронном банковском сервисе на Web-сайте банка.
12) Предотвращение несанкционированного доступа к клиентской информации.
13) Содержание систем е-банкинга в постоянной эксплуатационной готовности.
14) Создание эффективного механизма реагирования на неожиданные внешние и внутренние атаки на системы е-банкинга.
В некоторых странах надзорные органы считают нужным перевести данные правила из разряда рекомендательных в разряд обязательных (например, это сделал Федеральный банк Германии). Столь серьезный подход надзорных органов к проблеме управления рисками в сфере электронных банковских услуг позволяет надеяться, что коммерческие банка смогут достаточно уверенно развивать Интернет-сервис, получающий все более широкое признание.
Другие материалы:
Виды банковских рисков
В условиях широты сферы банковской деятельности и многообразия банковских продуктов и услуг, важно осуществить их классификацию. В зависимости от определенных критериев ее можно представить следующим образом
Важно, прежде всего, разделят ...
Анализ доверительного управления ОАО «Газпромбанк»
«Газпромбанк» (Открытое акционерное общество) и Управляющая компания ЗАО «Газпромбанк – Управление активами» оказывают профессиональные услуги по доверительному управлению свободными денежными средствами на российском фондовом рынке.
Час ...
Проблемы создания и развития системы обязательного
медицинского страхования
Возможно, когда нашими специалистами изучались модели медицинского страхования в других странах, какие-то элементы не были изучены до конца или не были учтены особенности нашей страны при реализации выбранной или вновь созданной модели. О ...