Методика оценки кредитоспособности заемщика, применяемая в ОАО «УБРИР» на примере ООО «Франчайзи-Вятка»
Оценка кредитоспособности клиента основывается на основании финансового анализа и личном знании работником банка бизнеса данного клиента. Последнее предполагает постоянные контакты с клиентом: личное интервью с клиентом, регулярное посещение его предприятия.
В ходе личного интервью с руководителем малого предприятия выясняются цель кредита, источник и срок возврата долга. Клиент должен доказать, что кредитуемые запасы к определенному сроку снизятся, а кредитуемые затраты будут списаны на себестоимость реализованной продукции.
В целом при анализе расходов и доходов соблюдаются три принципа: хозяйствующий субъект никогда не сможет тратить больше, чем он зарабатывает; кредитный инспектор должен оценивать доходы по разумному минимуму, расходы по максимуму. Только в этом случае данные сопоставимы и анализ является последовательным.
Таким образом, на решение о выдаче субъекту малого бизнеса кредита оказывают влияние не только результаты экономического анализа, но и личное впечатление кредитного работника от клиента и его деятельности. Подобный подход, несмотря на свою трудоемкость, вполне оправдан и позволяет максимально учесть особенности «малого» заемщика, достоверно оценить его финансовое состояние, что в свою очередь способствует снижению риска кредитования.
Методика оценки кредитоспособности заемщика, применяющаяся в ОАО МКБ, предполагает проверку и анализ данных на основе полученной бухгалтерской отчетности предприятия, пакета документов предоставленных для получения кредита, а также на основе субъективных данных, которыми уже располагает банк.
Оценка кредитоспособности заемщика выполняется в три этапа:
Первый этап – расчет основных (объективных) показателей, которые характеризуют финансовое состояние заемщика.
Второй этап – определение дополнительных (субъективных) показателей.
Третий этап – анализ кредитоспособности заёмщика.
Проведём оценку кредитоспособности заемщика на примере ООО «Франчайзи-Вятка» на основании данных представленных в приложении 5 и приложении 6. ООО«Франчайзи-Вятка» заинтересовано в получении разового кредита на развитие бизнеса на сумму 5500000 рублей на срок до 36 месяцев. На первом этапе рассчитаем основные (объективные) показатели, которые характеризуют финансовое состояние заемщика и оцениваются с точки зрения его платёжеспособности, финансовой устойчивости, и рентабельности, так же в этом разделе оценивается обеспечение кредита.
С помощью показателей платежеспособности показывается, на что может рассчитывать банк в случае непогашения клиентом долгового обязательства и определения того, достаточно ли оборотных активов для покрытия текущих обязательств. Платежеспособность заемщика определяется по следующим показателям:
- Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) характеризует, на сколько объем текущих обязательств по кредитам и расчетам может быть погашен за счет высоколиквидных активов. Определяется как отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение данного показателя – не менее 0,20.
Кбл н п = 706,1/3562,5 = 0,20
Кбл к п= 1098,6/3611,6= 0,30
- Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) характеризует возможность погашения краткосрочных обязательств в установленные сроки. Этот коэффициент используется для оценки рискованности предоставления кредита на основе данных баланса. Он сравнивает текущие активы фирмы с ее краткосрочными обязательствами и показывает, насколько кредитор застрахован от потерь вследствие невыполнения кредитного соглашения. Рассчитывается как отношение ликвидных активов к текущим обязательствам. Оптимальное теоретическое значение этого показателя – не менее 0,50.
Ктл н п = (1098,6+102)/3611,6=0,33
Ктл к п = (706,1+789,5)/3562,5 = 0,42
- Коэффициент общей ликвидности (Кол) характеризует то, насколько объем краткосрочных обязательств может быть погашен за счет всех ликвидных активов. Рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Оптимальное значение показателя – не менее 2,00.
Кол н п= 7934,4/3562,5 = 2,22
Кол к п = 7757,5/3611,6= 2,14
Финансовая устойчивость характеризуют степень риска, связанного со способом формирования структуры собственных и заемных средств, которые используются предприятием для финансирования активов. Они дают возможность измерить степень устойчивости предприятия в финансовом отношении, его возможности продолжать бесперебойно работать.
Другие материалы:
Обеспечение эмиссии банкнот
Итак, каналами эмиссии наличных денег служат активные операции центрального банка. Непосредственно эмиссия происходит в результате увеличения пассивов баланса центрального банка, следовательно, обеспечением эмиссии банкнот являются активы ...
Социальный эффект от предлагаемых мероприятий
Социальный эффект от мероприятия по привлечению потенциальных клиентов посредством социальной рекламы, размещенной на баннере очень высок. Ведь уже сама по себе реклама имеет большие преимущества:
1) Эффект это сильное впечатление, произ ...
Решение проблемы задолженности по кредитным
обязательствам
В законопроекте «О потребительском кредите» не указывается, какую ответственность несет заемщик за невозвращение кредита. Вопрос о решении данной проблемы остается открытым. В качестве предложений по взиманию задолженности с заемщиков Сбе ...