Процесс, структура и механизм государственного регулирования страховой деятельности

Информация » Государственное регулирование страховой деятельности » Процесс, структура и механизм государственного регулирования страховой деятельности

Страница 1

С политической точки зрения регулирование страховой деятельности аналогично другим формам регулирования, представляющим собой процесс, в котором участники в своих интересах стремятся использовать власть государства.

Политический аспект регулирования страховой деятельности, и в первую очередь роль, которую играют в нем отдельные участники, определяется характеристиками объекта регулирования.

Механизм регулирования страховой деятельности

Можно выделить два ключевых фактора, определяющих состав участников процесса регулирования: это степень остроты и сложности решаемых вопросов. Острые вопросы характеризуются широкомасштабным напряженным конфликтом: например, регулирование опасных выбросов, порнографии, экологии или ношения оружия. Регулирование сложных вопросов требует специальных знаний и навыков: например, регулирование страхования, банковской деятельности, лицензирование медикаментов. Логика процесса и механизма регулирования отражены на рисунке.

Каждая группа участников процесса регулирования имеет собственные, зачастую противоречивые интересы. Политические элиты играют ведущую роль в решении острых несложных вопросов. Интересы политических элит сосредоточены, прежде всего, в удержании рычагов власти. Группы потребителей проявляют повышенную активность при регулировании вопросов, характеризуемых высокой остротой и низкой сложностью. Интересы потребителей заключаются в максимально полном удовлетворении потребностей и защите от недобросовестности производителей[2].

Представители бюрократии являются главными действующими и наиболее влиятельными лицами при решении сложных вопросов, эффективное регулирование которых требует специализированных знаний квалифицированных профессионалов. Если сложный вопрос к тому же оказывается острым, то его решение попадает в руки бюрократической верхушки. В случае отсутствия остроты значительная власть переходит к нижним уровням бюрократии.

Интересы бюрократической элиты, принимающей значимые решения, заключаются в соблюдении баланса между потребителями и производителями и в реализации самого процесса регулирования. Регулируемый сектор экономики (производители) неизбежно участвует в процессе регулирования независимо от степени его остроты и сложности. Поскольку отраслевые интересы, заключающиеся в получении прибыли, как правило, находятся в конфликте с интересами потребительских групп, бюрократов и политических элит, регулируемый сектор обычно не в состоянии контролировать политический процесс при решении острых вопросов, к которым представители всех остальных групп будут проявлять повышенную заинтересованность и желание повлиять на принимаемые решения.

Группы производителей имеют преимущества в случае регулирования вопросов с низкой остротой и высокой сложностью. Именно в таких условиях регулируемый сектор и бюрократия оказываются единственными участниками, способными эффективно участвовать в политическом процессе. В рамках представленной концепции регулирование страховой деятельности в целом можно охарактеризовать как сложный, но не острый процесс.

Сложность регулирования страхования связана в первую очередь с его спецификой, предусматривающей использование аппарата ряда дисциплин: управления, юриспруденции, математики и статистики. Принятие решений в области регулирования страховой деятельности без наличия профессиональной подготовки в большинстве случаев оказывается практически невозможным. Поэтому участниками регулирования страховой деятельности выступают регулируемая страховая отрасль и бюрократы.

Регулирование страховой деятельности обычно не касается острых вопросов, хотя страхование непосредственно затрагивает определенную часть населения, являясь значительной статьей его расходов. Политические решения в области страхования (в основном по обязательным видам страхования) порой привлекают внимание, но лишь на непродолжительное время[3].

Немногие потребители и представители политических элит проявляют интерес к вопросам установления минимальных или максимальных тарифов или размера маржи платежеспособности страховщиков. При таком эпизодическом внимании общественности к системе регулирования обычно удается избежать серьезного давления и широкомасштабного конфликта, что снижает остроту процесса вмешательства государства в сферу страхования.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Активные операции коммерческих банков
Мобилизованные денежные средства банки используют для кредитования клиентуры и осуществления своей предпринимательской деятельности. Операции, связанные с размещением банковских ресурсов, относятся к активным операциям банков. В активах ...

Коммерческие банки как участники налоговых отношений и особенности их налогообложения
В любой налоговой системе банки всегда занимают особое положение. Это обусловлено тем, что во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в трех действующих лицах: - непосредственно как самостоятельные налогоплательщики; - ка ...

Системы и методы анализа безопасности банка
Для обеспечения необходимой эффективности управление безопасностью должно осуществляться в рамках целостной системы управления, структура которой показана на Рис.3. Рис.3. Система управления Стратегия обеспечения безопасности - совоку ...