Денежная масса, ее структура
Определение оптимального количества денег для устойчивого функционирования экономики интересует крупнейших ученых уже несколько столетий. Так, еще в 1667 г. В. Петти писал о том, что для торговли деньги необходимы в определенном количестве или пропорции, а если их будет больше или меньше, то это повредит торговле. А. Смит утверждал, что ценность ежегодно продающихся и покупающихся в стране товаров требует определенного количества монет для своего обращения и распределения между потребителями, и ее нельзя требовать больше. Поэтому в денежном обращении постоянно должно быть определенное количество денег или масса денег, опосредующее обмен товаров и услуг, когда они переходят из рук продавца к покупателю или обратно.
В то же время всегда имеется определенное количество денег, которое в данный момент не участвует в денежном обороте, но является законным платежным и покупательным средством (деньги на расчетных и других счетах субъектов хозяйствования, а также деньги на счетах населения в банках). Поэтому масса фактически обращающихся денег всегда меньше количества находящихся в обращении денег на величину денег, находящихся на этих счетах. Но эти деньги постоянно вовлекаются в активный денежный оборот и тем самым влияют на общее количество обращающихся денег. Важнейшим объектом регулирования со стороны центрального банка является количество денег или денежная масса в обращении. Ее объем зависит в первую очередь от эмиссионной политики органов государственной власти, принимающих непосредственное решение о выпуске в обращение определенного количества казначейских и банковских билетов. Так, в бывшем СССР, где денежный рынок находился в зачаточном состоянии, денежная масса складывалась главным образом из наличных денег, остатков денежных средств на счетах предприятий и организаций и вкладов населения. Однако в рыночной экономике денежная масса представляет собой более широкое понятие. Например, в ряде стран центральные банки включают в понятие денежной массы различные виды счетов до востребования, различные инструменты денежного рынка (чеки, боны, облигации и т.п.). Такой подход помогает обеспечить сбалансированность денежной массы и товарного покрытия. Решение данного вопроса диктуется потребностями более рационального управления эффективностью общественного производства. Ограничиться только исчислением общей массы необходимых денежных средств нельзя: необходимо совершенствовать механизм прогнозирования различных планов и балансов, связанных с денежным оборотом страны (баланс денежных доходов и расходов населения, кассовый план или движение наличных денег, план кредитных ресурсов, кредитный план и т.д.). Вместе с тем в переходный период к рыночным отношениям прежние методы регулирования — через кассовый план — применяться не могут, так как размыта грань между наличным и безналичным оборотом, фонды оплаты труда формируются непосредственно предприятиями, все больше реализуется требование либерализации цен, отсутствуют реальные планы розничного товарооборота. Все это ведет к утрате базы для обособленного планирования налично-денежного оборота. С 1991 г. регулирование объема и структуры денежной массы в обращении в большинстве стран СНГ осуществляется на основании ежеквартальных прогнозных расчетов изменения денежной массы в обращении, включающей наличные деньги в обращении, денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные обязательства банков. Разработка расчетов производится центральным банком страны с учетом складывающейся экономической конъюнктуры в увязке с показателями социального и экономического развития государства. При этом составляются прогнозные расчеты денежных доходов и расходов населения, определяются изменения остатка средств у населения в наличных деньгах и в организованных формах сбережений (вклады, сертификаты, займы, казначейские обязательства). На основании этого исчисляется квота прироста средств у населения (наличные деньги плюс организованные сбережения в процентах к прогнозируемым доходам населения). Результаты указанных расчетов тщательно анализируются центральным банком с позиции обоснованности максимальных границ изменения денежной массы в обращении в увязке с темпами экономического роста, уровня цен и других показателей. По результатам анализа рассматривается вопрос о размере кредитов, предоставляемых коммерческим банкам, сроках этих кредитов, размере покупки и продажи государственных ценных бумаг. Центральный банк ежемесячно контролирует соблюдение квоты прироста наличных денег у населения — на основании оценки по кассовым оборотам банков денежных доходов и расходов населения путем определения размера фактического прироста наличных денежных средств у населения по отношению к фактическим денежным доходам населения. В случае превышения квоты прироста средств у населения центральный банк должен соответственно сокращать объемы кредитования и использовать экономические методы воздействия (изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в центральном банке, изменение процентных ставок по кредитам, предоставляемых коммерческим банком.
Другие материалы:
Республиканский фонд обязательного медицинского страхования Республики
Татарстан
В Республике Татарстан за последние годы проведена большая работа по реструктуризации и оптимизации системы государственного и муниципального здравоохранения. Значительному улучшению ситуации способствовала реализация национального проект ...
Обязательное медицинское страхование
Социальное страхование - это особая организационно-правовая форма социальной защиты граждан. Используется, как автономный и самостоятельный механизм для аккумуляции денежных средств (например, для пенсионного обеспечения), а также для вып ...
Страхование и страховое право в РФ после распада СССР
В 1992 г. после распада СССР на базе Правления Госстраха был создан Росгосстрах. Указом Президента от 29 января 1992 г. государственные и муниципальные страховые предприятия преобразуются в акционерные страховые общества (АСО) закрытого и ...