Особенности и проблемы рынка банковских пластиковых карточек
В Беларуси широкое развитие получили пластиковые карточки «БелКарт». Это карточка с микропроцессором, что позволяет использовать ее в режиме off-line, да и уровень безопасности у нее выше, чем у карт с магнитной полосой. Главный недостаток – проблема пополнения картсчета и дороговизна. Банк взимает платежи за изготовление, обслуживание, продление срока действия такой карточки. При развитой торгово-сервисной сети в Минске крайне мало банкоматов, обслуживающих эту карточку.
Банк, эмитирующий пластиковую карточку, заинтересован в большом числе пользователей, ибо от этого зависит его прибыль. Пользователь же карточки заинтересован в преимуществах карточки перед наличными деньгами и безопасности денег, хранящихся на картсчете.
Поэтому карточки Cirrus/Maestro имеют ряд преимуществ перед карточками «БелКарт»: бесплатность при выдаче, обслуживании, получении наличных денег в системе банка. Для банка-эмитента изготовление этой карточки более дёшево.
В целом пластиковая карточка будет принята населением, если будет давать преимущества перед наличными расчетами.
Опыт функционирования зарубежных систем на основе карточек в ряде европейских стран позволяет заметить следующие общие тенденции их развития:
- движение к совместимости и взаимному дополнению различных карточных продуктов для обеспечения расчетов во всем спектре товаров (услуг) и во всем диапазоне цен;
- интеграция традиционных и современных, основанных на новых технологиях, сегментов рынка карточных продуктов;
- построение в пределах государства единых платежных инфраструктур, обслуживающих клиентов с помощью всего спектра карточных продуктов, обеспечивая максимальные удобства и минимальные риски для всех участников.
При этом можно выделить основные стадии внедрения карточных систем:
1 стадия. Создание системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, в которой заинтересованы только крупные банки. Отсутствует нормативно-правовая база общегосударственного уровня. Низкий уровень развития инфраструктуры. Ограниченная потребность в услугах, предоставляемых по карточкам.
2 стадия. Карточки становятся обязательной услугой для банков, которую требуют клиенты. Банки начинают более тесно работать с населением, развивают клиентские отношения и стремятся уменьшить издержки. В сотрудничестве банки развивают крупные проекты, ориентированные на интеграцию систем, в части технологии, процессинга, телекоммуникаций. Развивается инфраструктура обслуживания по карточкам. Действует надежная нормативная база. Создается сеть операторов, провайдеров услуг, обслуживающих и развивающих инфраструктуру платежной системы. Формируется сбалансированная маркетинговая и тарифная политика.
3 стадия. Период рыночной консолидации. Банки, операторы, провайдеры повышают активность, становятся более опытными в области маркетинговой политики, безопасности и эффективности. Осуществляется механизм контроля и управления рисками. Внедряются новые технологии. Конкуренция за клиентов делает все процессы более динамичными. Уменьшаются издержки и увеличивается прибыль. Внутренние системы получают международное признание. Закрытые системы превращаются в открытые.
Анализ отечественного рынка банковских пластиковых карточек показывает, что несмотря на некоторое продвижение вперед, темпы создания национальной системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек пока недостаточны. Основными факторами, сдерживающими развитие последней, являются:
- высокий уровень инфляции при незначительных доходах населения;
- недостаточная насыщенность организованного потребительского рынка необходимыми товарами;
- медленное развитие технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек как инструмента для получения наличных денег и осуществления расчетов за товары и услуги;
Другие материалы:
Особенности реализации и сущность системы «человек-машина»
Под системой «человек-машина» (СЧМ) понимается система, включающая человека-оператора (группу операторов) и машины, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Машиной в СЧМ называется совокупность технических средств, испол ...
Сущность пассивных операций, выполняемых банком
Основная деятельность банков связана с оказанием ими разнообразных финансовых услуг предприятиям и населению. Эти услуги включают выполнение банками операций, связанных, во-первых, с привлечением и хранением денежных средств клиентов (пас ...
Механизм осуществления валютных операций
Прежде, чем рассмотреть весь механизм валютных операций, необходимо отметить его порядок, т.е. порядок открытия валютных счетов.
Для открытия валютного счета клиент должен представить в коммерческий банк:
заявление на открытие текущего ...