Статус и организационные основы деятельности банка России
Центральный банк РФ (Банк России) – государственный эмиссионный банк России, целями деятельности которого являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы, а также обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Банк России занимает особое положение в системе властных структур РФ. В пределах полномочий, предоставляемых ему Конституцией РФ и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.
Независимость Банка России, как и любого другого национального центрального банка, тесно связана и определяется его положением в системе органов государственной власти страны. Современный Центральный банк РФ действует на основании ФЗ от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Органы управления ЦБ представлены на рис. 1.
Рис. 1. Структура органов управления Банка России
Национальный банковский совет (НБС) – это состоящий из представителей различных ветвей власти орган управления, наделенный компетенцией, которая, не ограничивая независимость Банка России в защите и обеспечении устойчивости рубля, позволяет осуществлять контроль за его деятельностью на принципах коллегиальности, гласности, законности.
Состав НБС подчеркивает включенность Банка России в систему разделения властей российского государства. Банк России, являясь одним из органов государственной власти федерального уровня, не входит в систему какой-либо из традиционных ветвей власти и осуществляет свою основную функцию независимо от них. Однако Банк России подотчетен Государственной Думе, другие федеральные органы государственной власти могут осуществлять контроль и оказывать влияние на его деятельность через своих представителей в НБС. Распределение влияния законодательной и исполнительной ветвей власти в НБС наглядно просматривается в рис. 2.
Рис. 2. Состав Национального банковского совета
НБС включает Председателя НБС, заместителя Председателя НБС и членов НБС. Председатель НБС осуществляет общее руководство деятельностью НБС, назначает заседания НБС и председательствует на них. Председатель НБС избирается членами НБС из их числа большинством голосов от общего числа членов НБС. В случае равенства голосов голос председательствующего на первом заседании (при условии, что он – член НБС) является решающим. Заседания НБС назначаются не реже одного раза в квартал (4 раза в год).
Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.
Совет директоров Банка России является высшим органом управления Банка России и представляет собой коллегиальную структуру, осуществляющую руководство Банком России. Совет директоров состоит из 13 человек: Председателя Банка России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России и получают за эту деятельность соответствующую оплату. Формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России и членов Совета директоров устанавливаются Советом директоров Банка России. Члены Совета директоров назначаются на должность Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Кандидатуры членов Совета директоров согласовываются Председателем Банка России с Президентом РФ. Срок исполнения полномочий члена Совета директоров 4 года. Члены Совета директоров могут быть освобождены от занимаемой должности по истечении срока своих полномочий либо досрочно. После окончания 4-летнего срока полномочий член Совета директоров освобождается от должности Председателем Банка России.
Банк России обладает политической и экономической независимостью. Политическая независимость проявляется в отсутствии формальных связей между ним и Правительством РФ. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Государственная Дума:
– назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
– назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;
– направляет и отзывает своих представителей в НБС в рамках своей квоты;
Другие материалы:
Страхование транспортных средств
Договоры страхования транспортных средств заключаются с гражданами Украины, иностранцами, постоянно проживающими на ее территории, а также с лицами без гражданства.
На страхование принимаются: автотранспортные средства, подлежащие регист ...
Организация работы в области банковского аудита
Центральный банк Российской Федерации рассмотрел информацию территориальных учреждений Банка России о результатах анализа аудиторских заключений о деятельности кредитных организаций за 1997 год, отчеты аудиторских фирм и самостоятельно ра ...
Планирование
системы безопасности банка
Внедрение комплексной системы финансового планирования и бюджетирования пока еще не стало массовым явлением в российских коммерческих банках. Такая ситуация может быть объяснена тем, что это, действительно, большая и сложная задача, затра ...