Особенности работы коммерческого банка с физическими лицами
Существует два типа маркетинговой стратегии, связанной с исследованием целевых рынков в рамках имеющихся банковских клиентов. В одних случаях банк идет "от продукта", т.е. выбирает конкретный вид услуг и на базе имеющейся у него информации о клиентах выявляет, кто нуждается в такого рода услуге. В других случаях используется метод перекрестной продажи, когда при совершении какой-либо операции работники банка предлагают клиенту новые или дополнительные услуги.
Успешное продвижение услуг банка на целевом рынке и его успехи в борьбе за клиентов будут определяться, в первую очередь, ценами на банковские услуги (ставками процентов по депозитам и кредитам, тарифами на другие виды банковских услуг), прибыльностью банка и уровнем выплачиваемых акционерам дивидендов, уровнем обслуживания (отношение к клиенту, скорость обслуживания, предоставление дополнительных услуг и др.), а также, предоставлением новых видов банковских услуг или нового их качества (например, возможности снятия процентов по срочному вкладу) по сравнению с конкурентами. Кроме того, большое значение имеют репутация и привлекательный образ (имидж) банка, внешний вид и внутреннее оформление его зданий, правильный выбор расположения филиалов банка, пунктов обмена валюты и др.
При изучении предпочтений и мотивов поведения существующих и потенциальных клиентов банка необходимо получить ответы на следующие вопросы:
из каких источников они узнали об услугах, оказываемых банком;
по каким мотивам и с какими целями они обращались, или хотели бы обратиться в банк;
какие виды банковских услуг в целом и услуг, предполагаемых банком, пользуются спросом;
какие новые виды банковских услуг они хотели бы получить;
каково будет их отношение к предлагаемым банком конкретным новым видам банковских услуг;
удовлетворены ли клиенты уровнем обслуживания в банке и, какие имеются у них пожелания по его улучшению;
каково мнение клиентов о рекламе банка и других используемых им методах продвижения услуг на рынке и т.д.
Основным и наиболее удобным способом улучшения мнения клиентов о деятельности банка является их опрос. Опросы могут проводиться с помощью рассылки анкет по почте, помещения их в средствах массовой информации (например, в местной печати), по телефону или путем личного интервьюирования. Также могут использоваться математические модели, но точность такого прогнозирования может оказаться весьма невысокой.
Таким образом, точность прогнозирования спроса на банковские услуги реально будет зависеть от знаний, опыта и интуиции как специалистов маркетинговой службы, так и, естественно, руководителей банка.
Цели маркетинговой деятельности банка по продвижению его услуг на рынке заключается, во-первых, в сообщении существующим и потенциальным клиентам информации об услугах, предоставляемых банком, преимуществах обслуживания в данном банке по сравнению с другими банками, о новых услугах (новом качестве услуг) в случае начала их предоставления и, во-вторых, в создании привлекательного образа (имиджа) банка в глазах различных групп населения, общественности.
Другие материалы:
Конституционно-правовой статус
Центрального Банка РФ
Стабильность национальной валюты обеспечивается Центральным банком РФ различными взаимосвязанными рычагами, среди которых можно выделить рефинансирование кредитных организаций, регулирование их ликвидности, выпуск облигаций, валютные инте ...
Основные принципы деятельности токийской фондовой
биржи
Все функции, выполняемые сегодня Токийской фондовой биржей (ТФБ), перечислить практически невозможно. И все же главным ее предназначением остается мобилизация средств для финансирования деятельности акционерных компаний. Это означает испо ...
Понятие, цели и формы денежно-кредитной политики
Современные глоссарии и экономические словари дают следующие определения понятия денежно-кредитной политики:
1. Денежно-кредитной политикой называется совокупность мер, направленных на изменение денежной массы и объема кредита[3].
2. Де ...