Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса

Информация » Оценка кредитоспособности юридического лица » Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса

Страница 1

Кредитоспособность мелких предприятий может оцениваться таким же образом, как и способность погашения долга у крупных и средних заемщиков – на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового риска.

Однако использование банком финансовых коэффициентов и метода анализа денежного потока затруднено из-за состояния учета и отчетности у этих клиентов банка.

У зарубежных и российских предприятий малого бизнеса, как правило, нет лицензированного бухгалтера. Кроме того. Расходы на аудиторскую проверку для этих клиентов банка недоступны. Поэтому нет аудиторского подтверждения отчета заемщика связи с чем оценка кредитоспособности клиента базируется не на его финансовой отчетности, а на знании работников банка данного бизнеса. Последнее предполагает постоянные контакты с клиентом: личное интервью с ним, регулярное посещение предприятия. В ходе личного интервью с руководителем мелкого предприятия выясняются цель ссуды, источник и срок возвраты долга. Клиент должен доказать, что кредитуемые запасы к определенному сроку снизятся, а кредитуемые затраты будут списаны на себестоимость реализованной продукции.

Следует отметить еще одну особенность малых предприятий: их руководителями и работниками нередко являются члены одной семьи или родственники. Поэтому возможно смешение личного капитала владельца с капиталом предприятия. Из этого вытекает следующая особенность организации кредитных отношений банка с предприятиями малого бизнеса за рубежом (США): погашение ссуд гарантируется имуществом владельца. В связи с этим при оценке кредитоспособности мелкого клиента учитывается финансовое положение владельца, последнее определяется по данным личного финансового отчета. Форма личного финансового отчета содержит сведения об активах и пассивах физического лица. При этом выделяются заложенные активы и обеспеченные пассивы. К активам относятся наличные денежные средства акции и облигации, дебиторская задолженность родственников, друзей и других лиц, недвижимое имущество, выкупная стоимость страхования жизни и другое. В пассив складывается из долгов банкам, родственникам и другим лицам, задолженности по счетам и налогам, стоимости заложенного имущества, платежей по контрактам, кредиторов, использованных для страхования платежей и др. Для более детального анализа дается расшифровка отдельных видов активов и пассивов физического лица.

Традиционные методы оценки кредитоспособности, неприемлемы и для малого бизнеса в России. Это объясняется высоким процентом ошибок в его официальной отчетности, использованием различных схем ухода от налогообложения. В связи с этим практикуется финансовый анализ видов деятельности малого предприятия на основе отчетности, составленной представителями банка по первичным документам заемщика, а также предоставленной информации. При составлении отчета о прибылях и убытках учитываются расходы на семью; контролируемый размер ежемесячного погашения кредита, который не должен превышать 70% остатка денежных средств на конец месяца за вычетом расходов на семью; проверяется наличие неофициальных заимствований у частных кредиторов. По проверенным данным могут рассчитываться финансовые коэффициенты.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Перспективы развития РДМ и ДК в России
По данным Пробирной палаты РФ, с 1998 года рост ювелирной промышленности стабильно составлял от 34 до 35%. Рост в 1-м квартале 2004 года составил 26%, во 2-м - 23%, в 3-м - 21%. Рост объемов торговли ювелирными изделиями составляет 12-15% ...

Методы оценки кредитоспособности физических лиц
Российские граждане все чаще берут кредиты на потребительские нужды – покупку бытовой техники, покупку товаров длительного пользования, берут кредиты на приобретение автомобиля и квартиры, открывают кредитные карты и т.д. Объем кредитного ...

Современные тенденции на российском рынке электронных банковских услуг: основные проблемы и направления развития
На сегодняшний день более половины российских коммерческих банков имеют системы дистанционного обслуживания клиентов, основанные на Интернет-технологиях[15]. Однако, это скорее говорит о потенциальной емкости рынка, поскольку многие банки ...