Развитие валютных операций

Страница 3

Работа над проектом Соглашения об использовании российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Республики Беларусь была весьма не простой. Например, Беларусь и Россия имели различные концептуальные подходы к срокам и порядку формирования и управления Единым эмиссионным центром двух государств.

Одновременно с использованием российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Республики Беларусь предлагалось создать Единый эмиссионный центр Союзного государства, состоящий из равноправных центральных (национальных) банков двух стран. Высшим органом управления Единого эмиссионного центра должен был стать Межбанковский валютный совет, формируемый на паритетной основе и подотчетный Высшему Государственному Совету Союзного государства. Межбанковскому валютному совету предлагалось делегировать полномочия определения ориентиров предельного уровня инфляции, денежной эмиссии и валютного курса.

Эмиссия единой денежной единицы (вначале российского рубля) должна была осуществляться центральными (национальными) банками двух стран под контролем Межбанковского валютного совета, лимиты денежной эмиссии — устанавливаться Межбанковским валютным советом пропорционально масштабам экономик двух стран (доле в общем объеме ВВП).

Такой подход, по мнению белорусской стороны, позволял учитывать интересы Беларуси, а в перспективе предоставлял возможности присоединения к создаваемому Валютному союзу других государств Содружества.

Стороны достигли компромисса, решив, что Национальный банк Республики Беларусь будет иметь право эмитировать российские рубли, но в объемах, строго контролируемых Центральным банком России. Предельный уровень эмиссии для Национального банка Республики Беларусь будет устанавливаться ежеквартально, исходя из обменных курсов и параметров инфляции в обеих странах. Он будет определяться как объем эмиссии в России, уменьшенный пропорционально соотношению страновых ВВП.

Кроме того, Россия взяла на себя обязательства в случае ухудшения платежного баланса Беларуси и нехватки платежных средств на счетах Национального банка страны открыть ему кредитную линию на сумму до 20 млрд. руб. В совет директоров Центробанка России будут введены два представителя Национального банка Беларуси. Все это не требует внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, а изменения законодательства для нее будут минимальными.

Последствия такой валютной интеграции для Беларуси будут совершенно иного масштаба. Необходимо будет вносить существенные изменения в Основной закон государства, значительно ущемляющие его суверенитет. Беларусь теряет независимость в выборе и проведении самостоятельной денежно-кредитной политики, значительно уменьшает свои возможности государственного регулирования экономики. Национальный банк Республики Беларусь не сможет воздействовать на денежно-кредитную политику Союзного (и своего) государства и фактически превратится в территориальное подразделение Центробанка Российской Федерации.

Поэтому в сложившихся условиях для нейтрализации негативных для белорусской экономики последствий необходимо получить со стороны Российской Федерации гарантированные компенсации. По отдельным оценкам они должны составлять около 2 млрд. долларов США. [12, c.2]

Основной прямой выгодой от создания валютного союза и введения единой валюты является сокращение транзакционных издержек и уменьшение валютных рисков. Увеличение масштаба денежно-кредитного обращения также повышает эффективность единой валюты как меры стоимости и средства обращения. Введение единой валюты способствует мобилизации и более эффективному распределению ресурсов, качественной перестройке работы кредитных институтов. При этом выгоды валютного союза прямо пропорциональны степени экономической взаимозависимости объединяющихся стран.

Оценка воздействия введения единой валюты на экономику стран-участниц Союза – достаточно трудоемкая задача. В целом, однако, очевидно, что позитивный эффект будет достигнут в отраслях, связанных с перемещением товаров и услуг в рамках Союза. Но значительное его воздействие на экономику России маловероятно. Беларусь же, даже по самым пессимистичным прогнозам, единовременно получит эффект, соответствующий около 0,6% ВВП, не считая автоматического сокращения инфляции до российских 10-12% в год и высвобождения золотовалютных резервов (свыше 3% ВВП Беларуси). [13, c. 15]

В рамках Европейского экономического валютного союза (далее ЕЭВС) чистые выплаты по сделкам хеджирования валютных рисков стран зоны евро до создания валютного союза превышали 0,1% ВВП. Косвенные же потери белорусских контрагентов можно оценивать как существенно более высокие в связи с открытостью экономики и нестабильностью валютного курса.

Произойдет снижение информационных и прочих косвенных затрат за счет сокращения у хозяйствующих субъектов затрат на поиск и анализ информации о движении валютных курсов. Кроме того, уменьшится риск составления неверной отчетности и появления ошибок при учете активов в иностранной валюте.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Планирование системы безопасности банка
Внедрение комплексной системы финансового планирования и бюджетирования пока еще не стало массовым явлением в российских коммерческих банках. Такая ситуация может быть объяснена тем, что это, действительно, большая и сложная задача, затра ...

Анализ финансовых показателей и качества кредитного портфеля ОАО Сбербанка РФ
Последствия мирового финансового кризиса отразились и ОАО Сбербанке России. Таблица 2.2 Показатели развития ОАО Сбербанка РФ 1 Показатель 2 на 01.01.2008 3 на 01.01.2009 4 на 01.01.2010 5 Изменение (±), млн. руб. 6 Тем ...

Виды банковских рисков
В условиях широты сферы банковской деятельности и многообразия банковских продуктов и услуг, важно осуществить их классификацию. В зависимости от определенных критериев ее можно представить следующим образом Важно, прежде всего, разделят ...