Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) обычно имеет следующие цели:
− поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
− защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
− обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
− создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
− в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
− воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
− создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
− отбор профессиональных участников рынка; современный РЦБ, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
− контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
− систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.
Государство на российском РЦБ выступает в качестве:
− эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
− инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
− профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
− регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
− верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Государственное регулирование РЦБ – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
1) государственные и иные нормативные акты;
2) государственные органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынка.
Прямое или административное управление РЦБ со стороны государства осуществляется путём:
− установления обязательны требований ко всем участника РЦБ;
− регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
− лицензирования профессиональной деятельности на РЦБ;
− обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
− поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление РЦБ осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
1) систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них);
2) денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
3) государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
4) государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась.
Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:
− Федеральная комиссия по РЦБ(ФКЦБ);
− Министерство финансов РФ (Минфин);
− Центральный банк РФ (ЦБ);
− Государственный комитет по антимонопольной политике;
− Госстрахнадзор.
ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ.
Другие материалы:
Анализ системы управления качеством банковских услуг
С периода национализации банков и до середины конца 80-х годов.
Дать наиболее полную характеристику любого предприятия можно на основе его устава и положения разработанного в соответствии с этим уставом, так как именно эти документы регл ...
Особенности реализации и сущность системы «человек-машина»
Под системой «человек-машина» (СЧМ) понимается система, включающая человека-оператора (группу операторов) и машины, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Машиной в СЧМ называется совокупность технических средств, испол ...
Оценка объема и структуры вексельного рынка
Точно определить объем вексельного рынка, то есть публично обращающихся векселей, практически невозможно. Разными экспертами объем вексельного рынка оценивается от 100–200 млрд. до 300–350 млрд. руб., на 2005 год – около 380 млрд. руб., п ...