Формы и инструменты государственного регулирования
Должна быть сформирована ресурсная база финансового регулятора (ФСФР), адекватная его задачам строительства рынка (отчисление части налогов и сборов, формируемых на фондовом рынке, в адрес регулятора на нужды его развития).
В существенной мере должна быть усилена надзорная и контрольная функции финансовых регуляторов, прежде всего в области надзора за финансовом состоянием профессиональных участников рынка ценных бумаг, соблюдения ими правил честного ведения бизнеса и законодательства в целом.
Кроме того, с учетом накопленной практики и интересов привлечения инвестиций в реальный сектор должны быть:
§ Приняты законы, регулирующие обращение отдельных финансовых инструментов или определяющие особенности деятельности отдельных институтов рынка;
§ Решены на законодательном уровне отдельные вопросы технологии финансовых рынков;
§ Усилены возможности санкций со стороны финансовых регуляторов за нарушения на рынке ценных бумаг.
Необходимо также обеспечить расширение начал саморегулирования.
В последнее время ФСФР в сознание профучастников стала внедрять мысль о том, что лучшие саморегулируемые организации (СРО) – это организаторы торговли. Цель регулятора понятна и объяснима – биржи по своей природе являются гораздо более зависимыми и объективно постоянно лояльными организациями по сравнению с классическими СРО. Они, в отличие от СРО, привязаны к регулятору из-за получения лицензии, необходимости согласовать все свои правила и т. д. На СРО же у регулятора практически нет прямых рычагов воздействия, за исключением действий в отношении его членов.
При этом биржи по своей природе вполне способны и даже должны выполнять некоторые функции саморегулирования, например, устанавливать стандарты торговли, контроль за раскрытием информации и соблюдением профессиональной этики. Но биржа никогда не будет выполнять главную функцию СРО – быть представителем и отстаивать интересы своих членов в органах регулирования.
Государству, для стабилизации положения на фондовых биржах страны, необходима система взаимодействия органов государственного регулирования фондового и срочного рынков, программа антикризисного регулирования рынка.
Стоит уделить больше внимания рынку производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы и пр.), позволяющему эффективно управлять ценовыми рисками в экономике. Развитие данного рынка является важным фактором стабильности и повышения инвестиционной привлекательности российской экономики в целом и фондового рынка в частности.
Первой задачей (наименее сложной), которую необходимо решить, должна стать выработка рекомендаций и методик раскрытия информации и размещения ценных бумаг как для размещения их российскими эмитентами на различных зарубежных рынках, так и для иностранных эмитентов ценных бумаг при их размещении в системе национального рынка.
Законодательство РФ не содержит специальных нормативных актов, регулирующих порядок регистрации выпусков ценных бумаг иностранных эмитентов для размещения и обращения на территории РФ. Экономическая причина состоит в том, что законодательной и исполнительной властью в качестве первоочередной задачи в области регулирования фондового рынка рассматривается задача по привлечению и правовой защите иностранных инвестиций и инвесторов. Вопрос же о развитии правовой базы для иностранных эмитентов ценных бумаг, т.е. лиц, привлекающих инвестиционный капитал в Российской Федерации, в лучшем случае не воспринимается как первоочередной. Между тем, успех программы восстановления российской экономики напрямую связан с процессом инвестиций в промышленные комплексы стран СНГ, крайне желательным механизмом реализации которого было бы построение рынка «международных» инвестиционных инструментов в рамках фондового рынка РФ.
Российское законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, требует существенной доработки, как минимум, в части определений ценных бумаг и адаптации модели акционерного общества, без чего правоотношения по ценным бумагам иностранных юридических лиц, учрежденных в странах, придерживающихся или содержащих элементы англо-американской системы права, не могут быть в полной мере описаны и адаптированы в рамках действующей модели.
Очевидно, что при регистрации и обращении ценных бумаг иностранного эмитента в Российской Федерации и для обеспечения надлежащей правовой защиты российских инвесторов необходимо предусмотреть возможность применения права того государства, которое обеспечило бы владельцу ценных бумаг наиболее благоприятный для него правовой режим.
Законодатель должен учитывать высокую значимость эффективного и работоспособного контроля за сохранением высокой международной репутации российского фондового рынка. Правовые и организационные меры должны быть направлены на повышение конкурентоспособности отечественного рынка ценных бумаг на международной арене.
Другие материалы:
Документальное оформление кредитов, предоставленных физическим лицам
Для получения кредита заемщик предоставляет банку следующие документы: 1) заявление (Приложение 1); 2) паспорт или заменяющий его документ; 3) справки с места работы заемщика и поручителей о доходах и размере производимых удержаний (для п ...
Пути повышения эффективности ипотечного
кредитования
Ипотечное кредитование существует на постсоветском рынке банковских услуг уже как минимум 6-10 лет, однако в таких незначительных объемах, что говорить о его влиянии на ситуацию на рынке жилья не приходится. До кризиса ипотечные кредиты в ...
Структура страхового рынка
Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убыт ...