Страхование и страховое право в РФ после распада СССР
Дальнейшее развитие страховых отношений привело к тому, что и в упомянутый выше Закон «О страховании» были внесены некоторые изменения, а именно:
Федеральный закон от 31.12.1997 № 157 изменил название Закона «О страховании» на Закон «Об организации страхового дела в РФ» и исключил из него Главу II, содержавшую положения о договоре страхования;
Федеральный закон от 20.11.1999 г. № 204 изменил положение иностранных страховщиков на рынке России, предъявив требования временного ценза работы в страховом бизнесе за рубежом и в России.
Изменилось также и правовое положение Органа надзора за страховой деятельностью - Росстрахнадзор в 1998 г. был включен в состав Министерства финансов РФ в качестве департамента, тогда как раньше был самостоятельной федеральной службой, что определялось «Положением о федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью», утвержденным Постановлением Правительства РФ.
Страховая деятельность регулируется с этого момента региональными инспекциями Росстрахнадзора. Их компетенция определена Приказом от 3 августа 1993 г. N 02-02/21 Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью.
Инспекция Росстрахнадзора входит в систему государственного страхового надзора и осуществляет в пределах установленной компетенции свою деятельность на соответствующей территории Российской Федерации. Инспекция Росстрахнадзора в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции.
Инспекция Росстрахнадзора осуществляет свою деятельность под руководством Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Главной задачей Инспекции Росстрахнадзора является обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании всеми участниками страховых отношений на соответствующей территории Российской Федерации в целях эффективного развития рынка страховых услуг.
В этом 2004 году вновь произошло выделение Росстрахнадзора в отдельную Федеральную службу страхового надзора, что должно положительно сказаться на результатах деятельности надзорного органа.
Самым значительным правовым событием последних 2-х лет в сфере страхования стало принятие и введение в действие Федерального закона от 25.04.02 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Этот шаг позволит России в будущем вступить в единое правовое пространство Европейского союза. Сам закон, по нашему мнению, не является на сегодняшний день исчерпывающим правовым регулятором созданных правоотношений. Он имеет пробелы и нечеткие формулировки, что отрицательно влияет на общественное мнение и мешает страховщикам в организации их работы. Во исполнение закона было создано несколько новых общественных организаций и фондов, таких как Российский союз автостраховщиков (РСА), Фонд «ЧАДЭ (человек-автомобиль-дорога-экология)». В задачу этих структур входит разработка изменений и дополнений в действующий закон № 40-ФЗ, организация работы с потерпевшими, страховщиками и государством. В ближайшем будущем планируется обязательное страхование жилья, ипотеки, противопожарное страхование. На наш взгляд, ценность этих проектов для общества должна быть соизмерима с возможностями населения нести соответствующую материальную нагрузку в размере годовых страховых премий по обязательному страхованию. В рамках сложившейся мировой практики страхования такой всеохватывающих подход вполне оправдан, однако материальное положение населения России должно скорректировать действия наших законодателей.
Также существенное влияние на страхование в России оказали изменения закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», внесенные в 2002-2007 гг. Эти изменения коснулись сферы перестрахования (лицензирование), страхования жизни (запрет на совмещение деятельности по перестрахования и страхованию жизни), уровня профессиональной подготовки руководителей страховых компаний, главных бухгалтеров, актуариев (требования о специальном образовании и аттестации), классификации видов страхования (23 лицензии), новых требований по размеру уставного капитала, увеличения доли участия иностранного капитала в российском страховании (до 25%) и т.д.
Практически одномоментное введение в действие столь серьезных законодательных требований, а также закон ОСАГО усложнили работу страховщиков до предела. К 2008 г. с рынка из-за невозможности соответствовать законодательству будут вынуждены уйти порядка 25% страховых компаний (около 300), произойдет укрупнение, слияние, а, следовательно, некоторая монополизация рынка, что повлечет снижение качества предоставляемых услуг. Конечные результаты этих процессов сложно предугадать, однако уже сейчас можно говорить о том, что выдавлены с рынка будут, конечно же, небольшие региональные компании, которые развивали регионы, приносили доходы в виде налоговых платежей в местные бюджеты, т.е. произойдет перераспределение денежных потоков в пользу центра страны.
Другие материалы:
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Этот вид страхования получил самое широкое распространение почти во всех цивилизованных странах Страхование собственников транспортных средств, вопреки его очевидной социальной направленности, в большинстве стран вводилось «административн ...
Состояние белорусского рынка дистанционного банковского обслуживания
Состояние рынка дистанционных банковских услуг в Республике Беларусь оценить крайне сложно. Банки неохотно делятся информацией о своих успехах в данной области. Все презентации, выступления и разговоры акцентируются на том функционале, ко ...
Активные операции коммерческих банков
Мобилизованные денежные средства банки используют для кредитования клиентуры и осуществления своей предпринимательской деятельности. Операции, связанные с размещением банковских ресурсов, относятся к активным операциям банков.
В активах ...