Образование рынка
Выпуск ГО-ОФЗ действительно сыграл важную роль в качестве источника неинфляционного финансирования дефицита государственного бюджета России. Если в 1994 г. Путем размещения на внутреннем рынке разного рода государственных ценных бумаг было покрыто только 19.4% дефицита федерального бюджета, то в 1995 г. Этот показатель вырос до 60.1%; в 1996 г. Он составил 50.3 и в 1997 г. -44.5%. Однако неспособность властей справиться с дефицитом бюджета привела, в конечном счете, к непомерному разбуханию рынка ГКО-ОФЗ, который на деле превратился в хрупкую финансовую пирамиду.
Кризис и его преодоление
Перейдя некий рубеж, финансирование бюджетного дефицита за счет выпуска ГКО-ОФЗ стало маскировать изъяны макроэкономической политики, неспособность властей решать назревшие коренные проблемы экономики. Дело, как известно, закономерно завершилось обрушением рынка этих бумаг. 17 августа 1998 г. Российское правительство обнародовало ряд принятых им экстраординарных решений, которые в частности, предусматривали «замораживание» на 3 месяца выплат по ГКО-ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., а также реструктуризацию последних в новые долговые обязательства со сроком погашения 3–5 лет. Таким образом, власти практически объявили дефолт по этим обязательствам.
Финансовый кризис нанес рынку ГЦБ тяжелый удар. С 15 августа торги на этом рынке были приостановлены и возобновились только в январе 1999 г. Вследствие резкого сокращения объема аукционов по размещению государственных долговых обязательств, с одной стороны, и погашения облигаций с истекшими сроками обращения – другой, на протяжении 1998–2001 гг. номинальный объем рынка ГЦБ постоянно уменьшался. По сравнению с 1997 г. Он сократился в 2.7 раза. В 1999 г. Годовой оборот сделок на вторичном рынке ГКО-ОФЗ понизился против показателя 1997 г. в 8.2 раза.
Власти предпринимали усилия по восстановлению и стабилизации рынка ГЦБ. В течение 1999 г. Была проведена реструктуризация – так называемая новация – по этим бумагам. По договоренности с их держателями заблокированные ГКО-ОФЗ были заменены новыми обязательствами с частичной выплатой денежных средств. После окончательного завершения новации на 1 июля 2000 г. Инвесторами были обменены 99.49% их совокупного портфеля. Объем выпуска новых внутренних ценных бумаг составил по номинальной стоимости 2.9 млрд. долл. В процессе новаций был выпущен новый финансовый инструмент – облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД, или ОФЗ-ФК). Купонные ставки по этим бумагам принимают различные значения на протяжении периода их обращения.
Была также осуществлена новация по третьей серии ОВГВЗ со сроком погашения 14 мая 1999 г. (облигации перовой и второй серий были погашены соответственно в 1994 г. И 1996 г.). Эта новация состояла в обмене ОВГВЗ на облигации государственного валютного займа (ОГВЗ) выпуска 1999 г. и / или рублевые облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом.
Стратегия властей
С начала 2000-х годов в России сложились чрезвычайно благоприятные внутренние и внешние экономические условия, связанные главным образом с резким ростом мировых цен на углеводородное сырье и другие традиционные товары российского экспорта. В числе этих условий – возобновление и ускорение экономического роста, значительное снижение темпов инфляции, масштабное расширение внешнеэкономического товарооборота, беспрецедентное увеличение размеров избыточного сальдо торгового баланса и счета текущих операций платежного баланса, соответственно резкое наращивание объема поступающий в страну экспортной валютной выручки, укрепление национальной валюты, повышение доверия со стороны бизнеса и населения к государственным органам.
Другие материалы:
Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности
Анализ денежного потока – способ оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, в основе которого лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента в отчетном периоде. Этим метод анализа денежно ...
ЦБ России как звено государственного аппарата
Не исключено рассмотрение Центрального банка РФ как звена государственного аппарата. В рассматриваемом плане важным представляется мнение В.М. Манохина и Ю.С. Адушкина о том, что система государственного аппарата объединяет, помимо органо ...
Годовой отчет Кыргызской Фондовой биржи
За 2010 год на торговой площадке «Фондовая биржа Кыргызстана – БТС» было заключено 810 сделок, общим объемом 572,476 млн.сом с количеством ценных бумаг 10 824 942 штук. В 2010 году ЗАО «Фондовая биржа Кыргызстана - БТС» заняло первое мест ...