Образование рынка

Страница 4

Улучшение макроэкономической ситуации позволило существенно укрепить государственные финансы, обеспечить значительное превышение государственных доходов над расходами.

При таких обстоятельствах взаимодействие между состоянием государственного бюджета и динамикой государственного долга изменилось кардинальным образом: если в 90-х годах бюджетный дефицит покрывался за счет привлечения внутренних ресурсов и иностранных кредитов, то теперь, напротив, профицит бюджета стал основным источником погашения задолженности по привлеченным ранее кредитам. Однако власти заботились и о том (что закономерно), чтобы наличие устойчивого профицита государственного бюджета не привело к полному прекращению эмиссии рублевых долговых обязательств, к ликвидации рынка внутреннего государственного долга.

В докладе Министерства финансов РФ об основных направлениях политики в сфере государственного долга, подготовленном в марте 2003 г., были, в частности, изложены принципиальные целевые установки на период до 2008 г. В нем говорилось: «Основной целью долговой стратегии должно являться обеспечение благоприятных условий для проведения гибкой политики в финансовой, налоговой, бюджетной сфере, предполагающих увеличение значения государственных заимствований в качестве основного источника рефинансирования государственного долга». Ставилось целью «проведение активной государственной заемной политики», осуществление «операций по оптимизации структуры государственного долга».

В докладе были сформулированы базовые принципы стратегии в области государственного долга, а именно:

1) объем новых государственных заимствований не должен превышать масштабов погашения государственного долга;

2) размер государственного долга и его структура должны обеспечивать гарантированное выполнение обязательств по его обслуживанию и погашению, а также возможность рефинансирования долга;

3) долговая политика должна создавать условия для использования наиболее благоприятных на соответствующий период источников, форм и инструментов заимствований;

4) долговая политика должна быть нацелена на постоянное и активное управление государственным долгом с целью уменьшения связанных с его структурой рисков и снижения стоимости его обслуживания;

5) должно произойти существенное увеличение удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга.

Особое внимание было обращено на риски, связанные с большим объемом долга, номинированного в иностранной валюте, и в этой связи указывалось на необходимость постепенного замещения внешнего долга внутренним.

По состоянию на начало 2005 г. на внешний долг приходилось 80% общей суммы российского государственного долга, на внутренний – 20%. К концу 2008 г. предполагается долю первого уменьшить до 57%, а второго – увеличить до 43%. Более того, власти ставят целью в течение шести-восьми лет уравнять соотношение внешнего и внутреннего долга.

Действительно, объем использования профицита федерального бюджета для погашения внешнего государственного долга в совокупности возрос с 97.2% в 2000 г. до 139.7% в 2002 г. (итоговые значения покрытия профицита бюджета, соответствующие в сумме 100%, включают также относящиеся к внутреннему финансированию показатели с противоположным знаком, а именно – новые выпуски рублевых ОФЗ и другие виды внутренних доходов). Правда, в последующем в связи с резким ростом профицита и финансированием чистого погашения внутренних обязательств этот показатель понизился до 51.6% в 2005 г. В результате сумма государственного долга России сократилась со 139.3 млрд. долл. по состоянию на начало 2001 г. до 114.1 млрд. долл. на 1 января 2005 г. (18.7% ВВП против с 53.7% в начале 2001 г.), то есть снизилась на 18.1%.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Доставка и инкассация денежной наличности и других ценностей
Операции по доставке и инкассации денег и других ценностей производятся бригадами инкассаторов. Количественный состав бригады инкассаторов определяется в зависимости от объема работы и сложности выполнения указанных операций. Один из член ...

Страхование и страховое право в РФ после распада СССР
В 1992 г. после распада СССР на базе Правления Госстраха был создан Росгосстрах. Указом Президента от 29 января 1992 г. государственные и муниципальные страховые предприятия преобразуются в акционерные страховые общества (АСО) закрытого и ...

Структура банковской системы
Главное управление Банка России по Челябинской области подготовило аналитический материал «О состоянии банковской системы Челябинской области по итогам 2007 г.», который свидетельствует о хорошем развитии экономики в Челябинской области. ...