История фондового рынка в России

Информация » Фондовые биржи в России » История фондового рынка в России

Страница 1

Практически биржевая реформа 1900 г. свелась к созданию фондового отдела в составе С.-Петербургской биржи. В отличие от всех российских бирж (в том числе и С.-Петербургской), которые в порядке надзора были подчинены министерству торговли и промышленности по отделу торговли, фондовый отдел С.-Петербургской биржи подчинялся министерству финансов по Особенной канцелярии по кредитной части.

“Положение об образовании на Санкт-Петербургской бирже фондового отдела от 27 июля 1900 г.” было принято в административном, а не в законодательном порядке. Но еще более важно, говорится там далее, что “основанием отдела уничтожался строй, сложившийся исторически, в угоду стремлениям власти вмешиваться непосредственно в сферу экономической жизни”. Автономия фондового отдела в результате реформы • 1900 г., отмечает Ю. Филипов, сужена до пределов возможного: еще один шаг в том же направлении —и Особенная канцелярия по кредитной части стала бы полным хозяином на Петербургском фондовом рынке.

Возложив по “Положению 1900 года” всю работу на совет отдела (общее собрание производит только выборы в совет отдела, а также рассматривает и утверждает сметы доходов и расходов отдела и отчеты об их исполнении), министерство финансов оставило за собой право и в будущем изменять, состав совета по своему усмотрению. Министр финансов утверждал постановления совета отдела, связанные с установлением дней и часов работы отдела, с подготовкой и изданием правил о порядке заключения биржевых сделок, с составлением и публикацией Инструкций для фондовых маклеров по ведению книг, с определением таксы вознаграждения фондовых маклеров и др. Несмотря на то, что в ведении совета находились вопросы, связанные с рассмотрением споров, которые возникали при заключении и исполнении биржевых сделок, а также вопросы допуска к котировке ценных бумаг, министерство финансов имело возможность энергичного вмешательства в деятельность совета по рассмотрению и принятию решений о допущении бумаг к котировке. Формально постановления совета фондового отдела о допущении ценных бумаг к котировке считались окончательными, тем не менее, представителям министерства было предоставлено право принесения протеста министру финансов на постановления совета. До рассмотрения протеста исполнение постановления Совета приостанавливалось.

Положения об административном воздействии на деятельность биржи были заимствованы из принятых 22 июля 1896 г. в Германии правил, позволявших властям осуществлять постоянный контроль и вмешательство в работу бирж. Российский исследователь В. П. Кардашев в этой связи подчеркивает, что российское министерство финансов “пошло еще дальше немецкого закона 1896 г. в деле осуществления административного воздействия на биржу”.[1 ]

Биржевая публика фондового отдела состояла из действительных его членов, постоянных посетителей и гостей, а также представителей министерства финансов, осуществлявших правительственный надзор.

Корпоративными правами пользовались только действительные члены фондового отдела: они проводили общие собрания, выбирали совет отдела и котировальную комиссию. Из их же среды назначались фондовые маклеры. Только действительные члены имели право действовать на бирже через своего уполномоченного (не более одного) и подручных (не более двух). Только они имели право заключать сделки на бирже, не прибегая к посредничеству маклеров. Действительными членами могли быть представители частных кредитных учреждений, включая банки, и лица, имевшие промысловое свидетельство первого разряда на производство банковских операций.

Постоянными посетителями могли быть лица, имевшие в Петербурге промысловое свидетельство 1 гильдии. Однако к постоянному посещению фондового отдела они допускались лишь после подачи заявления совету отдела с обязательством подчиняться требованиям и распоряжениям совета. “В отличие от действительных членов отдела постоянные посетители его пользуются помимо права присутствия на биржевом собрании только одним правом: заключать сделки, но и это право они могут осуществлять не иначе как через фондовых маклеров”.

Гости отдела допускались на биржу по рекомендации действительных членов. За каждое посещение они платили по рублю. Но им было запрещено заключать биржевые сделки не только непосредственно, но и через фондовых маклеров.

Заведование делами фондового отдела принадлежало общему собранию действительных членов отдела и совету отдела.

На Московской бирже были за' регистрированы свыше 120 наименований ценных бумаг с постоянным доходом (облигации) и около 80 — с дивидендным (акции). Обороты фондовых ценностей на других биржах России были незначительными. [5 ]

Уже в начале 1914 г. биржа реагировала на приближение войны. Осознанная неизбежность вооруженного конфликта привела 12 июля к форменной панике на российских биржах: “бумаги летели стремительно вниз,— продавцов было сколько угодно, а покупателей никого,— сообщали российские газеты.— Такого смятения не было ни перед последней балканской, ни даже перед русско-японской войной”. Положение несколько нормализовалось 15 и 16 июля благодаря мощной интервенции банков и надеждой на возможность созыва конференции послов в Лондоне, которая могла бы приостановить движение к общеевропейской войне. Однако неотвратимость нависшей военной катастрофы требовала проведения быстрых и решительных мероприятий в целях охраны национальных рынков капитала.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Перспективы развития банковского кредитования
За последние годы офисы банков существенно видоизменились – практически повсеместно исчезли стеклянные перегородки, отделяющие операционисток от клиентов, в холлах появились удобные диваны для ожидающих своей очереди посетителей. Банкам д ...

Источники страхового права древней Руси и дореволюционной России
Появление страхования и начало становления его в качестве гражданско-правового института на Руси связывают с памятником древнерусского права – «Русской правдой», которая дает интересные сведения о законодательстве Х-ХI вв. Особое значение ...

Нормативно- законодательные основы деятельности коммерческих банков как основных инвестиционных институтов в Республики Узбекистан
За годы независимости были созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для обеспечения устойчивой и бесперебойной работы банковского сектора республики, который является ядром национальной финансовой системы. Согласн ...