Методика проведения финансового анализа заемщиков в ОАО УБРиР
Формы, содержащие информацию о счетах предприятия, льготах по налогам, о наличии обособленных подразделений и др.
Базовые подходы к управленческой отчетности
Независимо от вида кредитуемого бизнеса и цели кредита цель финансового анализа в исследовании финансового равновесия бизнеса клиента, информация о котором содержится в основных финансовых отчетах:
Баланс;
Отчет о прибылях и убытках;
Отчет о движении денежных средств (cash-flow).
Среди основных задач такого исследования - получение представления:
о структуре активов и пассивов предприятия, характеризующих имущественное положение последнего; об объемах выручки, размерах прибылей (убытков) предприятия для оценки рентабельности и эффективности его деятельности; о различных направлениях деятельности заемщика, их месте и вкладе в общую структуру бизнеса; о перспективах развития деятельности предприятия; о динамических характеристиках кредитуемого бизнеса; о потенциально возможных рисках.
Инструментом финансового анализа бизнеса потенциального заемщика является баланс. Баланс всегда составляется по состоянию на определенную дату и отражает состояние анализируемого бизнеса в определенный момент времени. Во всех случаях баланс всегда будет содержать три основных элемента, которые можно записать в виде уравнения:
Суммарные активы = Собственный капитал + Суммарные обязательства
Это уравнение означает, что средства, принадлежащие и контролируемые предприятием (активы), финансируются либо с помощью заемных средств (обязательства), либо самими владельцами предприятия (собственный капитал).
По-другому это уравнение можно представить следующим образом:
Суммарные активы - Суммарные обязательства = Собственный капитал
Таким образом, в процессе формирования баланса рассчитывается единой цифрой величина собственного капитала как разность между суммарными активами и суммарными обязательствами.
При повторном обращении клиента за кредитом необходимо проводить сравнительный анализ балансов для выявления динамики изменения основных показателей.
При сравнении собственного капитала, в идеальном случае, собственный капитал в балансе на последнюю отчетную дату должен увеличиться на размер чистой прибыли, заработанной предприятием за период сравнения:
Собственный капитал (2 период) = Собственный капитал (1 период) + Прибыль (за период 1-2). В случае если предприятие не реинвестирует прибыль, необходимо дать соответствующие комментарии по увеличению/уменьшению собственного капитала.
Оценка ликвидных средств. Ликвидные средства включают в себя денежные средства в кассе, средства на всех банковских счетах, прочие краткосрочные активы (как правило, сбережения), а также финансовые вложения (ликвидные ценные бумаги).
Оценка дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность включает в себя счета к получению, предоплаты и авансы, сделанные заемщиком в адрес контрагентов.
Оценка товарно-материальных запасов – ТМЗ. Товарно-материальные запасы – это активы предприятия, предназначенные для продажи и использования в производстве, они постоянно расходуются и заменяются новыми. ТМЗ можно разделить на товарные и производственные запасы.
В торговле – товары для перепродажи.
В услугах – сырье и расходные материалы, необходимые для оказания услуг.
В производстве - сырье, материалы или комплектующие, полуфабрикаты (незавершенное производство) и готовая продукция.
Оценка постоянных активов. Основными (постоянными) активами называются средства, которые приобретены компанией для использования в бизнесе в течение ряда лет. По-другому, их еще называют долгосрочными активами. Постоянные активы менее ликвидны, нежели оборотные, однако, также могут быть использованы для погашения срочных обязательств, в том числе и как обеспечение банковского кредита. Поэтому информация о реальной продажной стоимости этого имущества также способствует более точной оценке степени жизнеспособности предприятия в краткосрочном периоде. Основные активы подразделяются на нематериальные, материальные и прочие постоянные активы. К нематериальным активам относятся: цена фирмы, права, торговые марки. Такие активы здесь вообще не учитываются из соображений консерватизма.
Другие материалы:
Перспективы развития РДМ и ДК в России
По данным Пробирной палаты РФ, с 1998 года рост ювелирной промышленности стабильно составлял от 34 до 35%. Рост в 1-м квартале 2004 года составил 26%, во 2-м - 23%, в 3-м - 21%. Рост объемов торговли ювелирными изделиями составляет 12-15% ...
Финансовые инструменты
Финансовые инструменты отражают процесс секъюритизации, то есть оформления в виде ценных бумаг кредитных орудий обращения и задолженностей банков и других субъектов корпорациям и гражданам. Наиболее широкое распространение среди них получ ...
Правовые основы системы безопасности
Правовые основы безопасности коммерческого банка определяют соответствующие положения Конституции Российской Федерации, Закон "О безопасности", федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации", "О бан ...