Методика проведения финансового анализа заемщиков в ОАО УБРиР
Предоплата клиентами. В этой статье отражается сумма денежных средств, поступивших от покупателей за товар, когда товар/готовая продукция еще не отгружен.
Счета поставщиков сырья/товара/основных средств, подлежащие оплате.
Если заемщик работает со своими поставщиками на условиях отсрочки платежа, обычно следует ожидать в его балансе наличия счетов к оплате за товар. Обязательство перед поставщиками возникает в момент перехода права собственности на товар от поставщика к заемщику. Согласно условиям контракта, это может быть момент отгрузки товара от поставщика или момент получения товара заемщиком.
Комментируя эту позицию баланса, необходимо указать наиболее крупных кредиторов и их доли, сумму задолженности по каждому из них, дату образования и срок погашения кредиторской задолженности. Для полного понимания ситуации, целесообразно разделить кредиторов на группы по разным видам деятельности. Необходимо сравнить выполнение обязательств перед поставщиками товаров или услуг с условиями, указанными в контрактах.
Товарный кредит. Эта позиция касается общих соглашений с поставщиками товаров, дающими право заемщику заказывать товары в пределах определенной суммы. Отдельные договоры по каждой отдельной поставке не заключаются. Такие общие соглашения, как правило, являются средне- и долгосрочными, подразумевают отношения доверия между заемщиком и его поставщиком и содержат особые условия. Товарный кредит может быть ограничен сроком оплаты или совокупной стоимостью неоплаченных товаров, находящихся у заемщика.
В этой строке также указывается задолженность за товар, поставленный на полную реализацию, то есть сроки оплаты не оговорены и оплата должна происходить после того, когда товар будет продан.
Кредиты банков, юридических лиц и частные займы.
Анализируя кредиты банков, следует выяснить, что они собой представляют. Информация о кредите и его условиях должна быть взята из кредитного договора и его приложений и подробно изложена в комментариях к балансу.
Типичными для предприятий малого и среднего бизнеса являются частные займы. Отследить их сложно, поскольку они официально никак не оформлены и не подкреплены никакими формальными договорами. В то же время, займы, полученные через неформальный сектор, представляют серьёзную угрозу бизнесу потому, что процент по ним очень высок, оплата может быть потребована в любой момент, в случае неоплаты долга заемщик рискует бизнесом.
Долгосрочные обязательства представляют собой задолженности (как правило, кредиты и займы) со сроком погашения более чем через 12 месяцев от момента проведения анализа бизнеса заемщика и формируются в балансе аналогично краткосрочным задолженностям.
Оценка условных обязательств – гарантий и поручительств (забалансовые обязательства). Анализируемый клиент может выступать в качества поручителя или залогодателя по договору третьего лица, например, в связи с полученным этим лицом банковским кредитом. К сожалению, такие условные обязательства трудно выявить, так как компании, входящие в целевую группу, не обязаны включать такие обязательства в бухгалтерскую отчетность.
Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ).
Отчет о прибылях и убытках является вторым инструментом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и демонстрирует рентабельность (прибыльность) бизнеса.
Анализ прибыльности позволяет сделать выводы о способности анализируемого бизнеса к самоокупаемости, степени его рентабельности и дает возможность определить сумму, которую предприятие способно ежемесячно выплачивать, не отвлекая денежных средств из оборотного капитала.
Другие материалы:
Правовая основа проведения валютных операций
Операции с иностранной валютой являются объектом валютного контроля. Операции с иностранной валютой совершаются согласно Закону "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ, указам Президента, по ...
Приоритетные направления развития страхового рынка
Для преодоления негативных процессов в экономике, связанных с мировым финансовым кризисом, который набрал оборотов в начале осени 2008 года, руководство страны разработало алгоритм и инструментарий, а также утвердило план антикризисных ме ...
История развития российского рынка ценных бумаг
В истории формирования и развития рынка ценных бумаг царской России можно выделить три основных периода:
I. 1769–50-е годы 19 века.
Этот период считается периодом возникновения и началом становления рынка ценных бумаг. Он характеризуетс ...