Регулирование валютных операций коммерческих банков в Республике Казахстан
НБ РК осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства и за надлежащим исполнением функций агентов валютного контроля уполномоченными банками и уполномоченными организациями. [10]
Министерство финансов РК обеспечивает мониторинг и контроль по займам Правительства РК, контроль за целевым и эффективным использованием гарантированных государством займов, мониторинг государственного и гарантированного государством долга.
Министерство индустрии и торговли РК осуществляет лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг) и иных видов деятельности в пределах своей компетенции, а также контроль за выполнением лицензиатами установленных квалификационных требований и лицензионных правил.
Агентство РК по регулирования и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) осуществляет лицензирование организации банками обменных операций с иностранной валютой в рамках общей банковской лицензии. [10]
Таможенные органы (Комитет таможенного контроля Министерства финансов РК) осуществляют таможенный контроль и принимают участие в осуществлении экспортного импортного валютного контроля.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан резидентами и нерезидентами Республики Казахстан при проведении ими валютных операций. [10]
Основными направлениями валютного контроля являются:
определение соответствия проводимых, как по поручению клиентов, так и собственных, валютных операций законодательству Республики Казахстан и наличия необходимых для их осуществления документов;
проверка правомерности и обоснованности платежей по валютным операциям;
проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям. [19]
Механизм валютного регулирования, как одна из превентивных мер государства против экономических кризисов, возник с момента приобретения республикой суверенитета и не теряет свою актуальность до сих пор. Это обусловлено тем, что она сохраняет риски, связанные с формированием и развитием валютного рынка, присущие государствам с переходной структурой экономики. Учитывая тот факт, что валютные рынки стран СНГ имеют неодинаковые темпы развития и различные подходы к регулированию валютных отношений, финансовый рынок страны пока подвержен воздействию различных негативных факторов. Хотя сравнительный анализ показывает, что валютная политика Казахстана более либеральна: национальные деньги — тенге являются конвертируемой на внутреннем рынке валютой по отношению к иностранным валютам, валютный рынок более емкий с точки зрения его объемов, видов и количества проводимых операций, отсутствуют многие ограничения, имеющие место в сопредельных странах. [20]
Поскольку тенге не является широко используемой валютой внешних расчетов, в настоящее время для Казахстана важной задачей является поддержание внутреннего равновесия национальной валюты. Открытие крупных месторождений нефти на территории республики ускорило ее интегрирование в мировое экономическое пространство, способствовавшее интенсивному развитию внешнеэкономической деятельности республики. Вместе с тем инфраструктура, обеспечивающая продвижение отечественных производителей на внешний рынок, еще не отвечает международным стандартам. Оценка рисков по внешнеэкономическим операциям остается неадекватной. Это выражается в том, что заключение договоров и контрактов осуществляется без указания условий выполнения обязательств. Отсутствуют механизмы предотвращения риска неисполнения обязательств. Необходимо совершенствование и дальнейшее развитие института надзора за участниками финансовых рынков.
В связи с этим система валютного регулирования в стране преследует такие цели, как обеспечение устойчивости национальной валюты, укрепление платежного баланса и развитие внутреннего валютного рынка. Исходя из этого основными направлениями валютного регулирования являются контроль за текущими операциями и контроль за операциями, связанными с движением капитала.
Присоединившись в июле 1996 года к «Соглашению МВФ», Казахстан взял на себя обязательства не вводить или усиливать какие-либо валютные ограничения; не вводить или модифицировать какую бы то ни было практику применения множественных валютных курсов; не заключать двусторонних платежных соглашений, противоречащих статье VIII «Соглашения»; не вводить и не усиливать ограничения на импорт по причинам, связанным с платежным балансом. В этой связи были сняты ограничения по выполнению платежей и переводов по текущим международным сделкам, что позволило достичь условий по обеспечению свободной конвертируемости тенге и переходу к многосторонней системе платежей, свободной от ограничений. Текущие валютные операции, к которым относятся также переводы дивидендов, вознаграждений и иных доходов от инвестиций, осуществляются без ограничений. [20]
Другие материалы:
Правовое регулирование электронной банковской деятельности
Правовая проблема выбора механизма регулирования электронной банковской деятельности, и в целом информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, становится все более актуальной как дл ...
Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу
В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации Банк России устанавливают цель по уровню инфляции на трехлетний период. Главной целью денежно-кредитной политики в пред ...
Индексы
для оценки рынка акций в Германии
Основными индексами, используемыми на рынке акций Германии, являются DAX, DAX-100, CDAX. Инвесторы, в том числе и в странах СНГ, не имеющие доступа к компьютерной информации, могут получать более или менее регулярно сведения о динамике фо ...