Актуальные вопросы учета и налогообложения депозитов физических лиц в коммерческом банке

Информация » Актуальные вопросы учета и налогообложения депозитов физических лиц в коммерческом банке

Страница 2

Особую ситуацию складывается, если договор депозита истек, а клиент не обратился за ним в банк в день окончания. В этом случае банк обязан закрыть депозит по сроку и перенести сумму депозита на банковский счет клиента или на счет «до востребования». Эти счета банк открывает обычно в дату заключения депозитного договора. Если счета не были открыты, то банку будет невозможно закрыть срочный вклад в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Выход из ситуации может заключаться в том, что договором будет определено условие о пролонгации депозита на определенный срок. Если срок пролонгации будет совпадать с ранее заключенным сроком договора, то балансовый счет второго порядка для учета депозита останется неизменным, а если срок будет иной, то это потребует открытия нового балансового счета, заключения дополнительного соглашения к договору и личного присутствия клиента для подписания соглашений.

Одной из проблем коммерческих банков является отсутствие при депозитных операциях с физическими лицами именных сберегательных книжек, применяемых, например, в Сбербанке. Причиной является отсутствие технической базы для распечатывания информации для клиента в виде именных сберегательных книжек. Использование обычных выписок по счету депозита не нарушает требований Банка России, но снижает качество обслуживания клиента банком.

Альтернативой предоставления информации клиенту на бумажных носителях является система Интернет-банкинга, когда при использовании электронной подписи клиент имеет право распоряжаться денежными средствами на банковском счете физического лица, получать информацию о депозитах в банке. Здесь существует проблема безопасности доступа клиента к своему счету, которая решается дополнительными техническими средствами защиты, например, хранением ключей на съемных носителях.

При совершении наличных операций по депозитам Банк России обязывает банк в случае открытия счета депозита не выдавать договор клиенту до поступления в кассу банка наличных денежных средств. А если в банке функции операционного работника, контролера и кассира совмещены, и кассир единолично совершает операции по счету клиента, то технические средства банка не должны позволять кассиру самостоятельно, без участия клиента, совершать расходные операции по его счету. Кроме этого, на расходных документах клиент должен проставить свою подпись в присутствии кассира, а кассир в свою очередь, по паспорту удостоверить личность получателя. Обеспечение условий наличного денежного обращения ставят перед банком задачи организационного, методологического и технического плана.

Осуществление безналичных расчетов по депозитам регулируется Положением Банка России № 383-П. Банк в рамках этого документа самостоятельно определяет, какие виды распоряжений и платежных документов применять при проведении безналичных расчетов по депозитам. Разработку методологии оформления и проведения операций в соответствии с нормативным документом банки должны завершить к 01 июля 2013 года.

Новацией данного документа Банка России является введение понятия распоряжения, к которому относятся не только привычные формы документов, таких, как платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения, но и заявления, распоряжения получателей денежных средств, квитанции, постановления надзорных органов, записи в электронном виде, заверенные электронной подписью, условия договоров с клиентами.

Если банк не использует счет 47411 «Проценты начисленные» в учете при начислении сумм процентов, то ему приходится удерживать НДФЛ непосредственно со счета депозита клиента, что нарушает гражданское законодательство. Клиент самостоятельно распоряжается суммой депозита, в том числе в части перечисления НДФЛ в бюджет. Оговорка в договоре о взимании налога НДФЛ банком как налоговым агентом, в том числе со счета депозита, не допускается российским законодательством, а проистекает из обязанностей налогоплательщиков.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Пути повышения эффективности ипотечного кредитования
Ипотечное кредитование существует на постсоветском рынке банковских услуг уже как минимум 6-10 лет, однако в таких незначительных объемах, что говорить о его влиянии на ситуацию на рынке жилья не приходится. До кризиса ипотечные кредиты в ...

Виды страхований в туризме
1. Страховой юридический полис в большинстве случаев представляет собой обязательную часть пакета документов выезжающего за рубеж. Составляя план путешествия, среднестатистический турист уделяет внимание, чему угодно - где и как он будет ...

Страховое право скандинавских стран
Рынки скандинавских стран имеют исторические, традиционные корни, которые заключаются в том, что эти рынки давно поделены между основными национальными страховщиками, и присутствие иностранцев незначительно. С другой стороны, ряд скандин ...