Функции государственной власти у Центрального банка России

Информация » Правовой статус Центрального банка РФ » Функции государственной власти у Центрального банка России

Страница 4

«Центральный банк РФ в связи с особенностями его статуса и возложенных на него полномочий является одним из государственных органов, но при этом он не включен в систему органов государственной власти, предусмотренную ст. 11 Конституции РФ. Банк России является особым государственным органом РФ. Правовое положение Банка России, являющегося некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность, связанную с государственным управлением, в соответствии с действующим законодательством и целями его деятельности, вполне согласуется с правовыми нормами, закрепленными в ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Все особенности юридического статуса Банка России как государственной некоммерческой организации в форме учреждения, наделенного государственно-властными функциями, следовало бы более подробно урегулировать в Федеральном законе».

Подводя итог рассматриваемому вопросу, необходимо сделать вывод, что Банк России представляет собой государственный орган управления с возложенными на него особыми функциями, применяемыми в сфере денежно-кредитных отношений, а также в банковской деятельности. Для реализации упомянутых функций Банк России наделен соответствующими государственно-властными и гражданско-правовыми полномочиями. Его особый статус выражается в том, что Центральный банк РФ не включен в систему органов государственной власти РФ (ст. 11 Конституции РФ), но при этом является государственным учреждением и представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих государственное управление в денежно-кредитной и банковской сферах РФ. В юридической литературе не исключается возможность существования такого рода государственных органов. Например, высказанное применительно к органам прокуратуры, они также составляют особую группу государственных органов и при этом не относятся к органам законодательной, исполнительной и судебной власти.

Несмотря на обилие законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих правовое положение Банка России, есть необходимость более четкого формулирования особенностей правового статуса Банка России как государственного органа и юридического лица.

По моему мнению, на основании функций, возложенных на органы государственной власти с особым статусом, их необходимо внести в часть органов исполнительной власти.

Рис. 3. Органы государственной власти

Особенности функций Центрального банка России.

«Распространяется ли установленный Законом о ЦБ РФ запрет Банку России осуществлять операции с недвижимостью на передачу по договору уступки прав на долевое участие в строительстве жилого дома?

В соответствии с п. 3 ст. 49 Закона о ЦБ РФ Банк России не вправе осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций. Поэтому решение вопроса о правомерности действий Банка России по приобретению недвижимости в каждом конкретном случае зависит от характера договора и целей покупки.

Рис. 4. Органы государственной власти (мнение автора)

При покупке Банком России недвижимости, в том числе от имени Банка России его главными управлениями, для собственных нужд запрет применению не подлежит. Представляется, что этот запрет не распространяется и на приобретение квартир (иных жилых помещений) для работников Банка России (его главных территориальных управлений). Но покупка Банком России недвижимости с целью последующей ее перепродажи запрещена.

Договор долевого участия, как и договор уступки прав на долевое участие в строительстве жилого дома, не может рассматриваться в качестве договора купли – продажи недвижимости. На момент его заключения жилое помещение еще не построено. Соответственно не могут быть соблюдены и специальные требования, предъявляемые ст. 554 ГК РФ к предмету договора продажи недвижимости. Кроме того, государственная регистрация, которую в соответствии со ст. 558 ГК РФ необходимо осуществлять в отношении договоров продажи жилых помещений, не должна проводиться в отношении договоров о долевом участии в строительстве.

Отсюда следует, что непосредственное участие Банка России в долевом строительстве жилого дома для сотрудников, а равно и его участие в таком договоре на основании договора об уступке прав на долевое строительство к операциям с недвижимостью не относятся.

Выходит ли за пределы специальной правоспособности Банка России совершение сделки по приобретению у коммерческого банка прав на долевое участие в строительстве жилого дома и последующая сделка по перепродаже этих прав третьему лицу?

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Обеспечение возвратности кредитов
Согласно Закону «О банках и банковской деятельности» кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способам ...

Учетная политика и политика рефинансирования
Проводя денежно-кредитную политику Центральные банки сами определяют инструмент регулирующий наилучшим образом денежную массу в обращении. Если политика направлена на укрепление производства, занятости на расширение выдачи кредитов и увел ...

Понятие фондовой биржи. Задачи, реализуемые фондовой биржей
Согласно действующему российскому законодательству, фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, отвечающий требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»[1]. Фондовая биржа отно ...