Функции государственной власти у Центрального банка России
16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами».
Совместная компетенция Банка России с Правительством РФ хорошо видна на примере осуществления ЦБ РФ денежно – кредитной политики. Закон предусматривает, что Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно – кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля (п. 1 ст. 4). В этом направлении основной задачей является сохранение стабильности покупательной способности денежной единицы рубля и обеспечение гибкой системы денежных расчетов. Банк России не регулирует масштабы кредитных операций. Он лишь воздействует на размеры резервов, которые банки обязаны хранить на его счете. Следует указать три главных инструмента денежно – кредитной политики: 1) изменение учетного процента;
2) изменение норм обязательных резервов банков;
3) операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных обязательств).
Банк России выполняет функции главного финансового консультанта Правительства РФ. Взаимодействие Банка России и Правительства РФ легко прослеживается на примере деноминации рубля. Этот вопрос государственной важности подготавливается Банком России совместно с Министерством финансов РФ. Решения, касающиеся задач деноминации, ее форм и сроков, принимаются высшими государственными органами. Так, деноминация рубля 1998 г. была введена Указом Президента РФ от 4 августа 1997 г. №822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». Следует констатировать, что важнейшие вопросы в сфере денежно – кредитной политики российского государства Банк России разрабатывает и проводит в жизнь в тесном взаимодействии с Правительством РФ, что не умаляет его независимости.
Выполнение Банком России перечисленных функций, факт его взаимодействия с Правительством РФ дают основание полагать, что Центральный банк РФ является государственным органом.
Итак, Банк России является государственным органом и входит в систему исполнительной власти со своей особой компетенцией и сложным характером взаимодействия с Федеральным Собранием, Президентом РФ и Правительством РФ.
Одновременно с этим Банку России ст. 4 Закона о ЦБ РФ придан ряд функций как непосредственному участнику гражданского оборота. В частности, он кредитор последней инстанции для кредитных организаций, осуществляющий все виды банковских операций, необходимых для выполнения поставленных перед ним задач. Банк России вправе выполнять банковские операции и заключать гражданско-правовые договоры, предусмотренные ст. 46 Закона о ЦБ РФ.
Из сказанного можно сделать вывод о двойственной природе Банка России как юридического лица. Однако при всех условиях его организационно – правовой формой является учреждение с правом заниматься приносящей доходы деятельностью. Объем прав по распоряжению доходами от такой деятельности определен п. 2 ст. 298 ГК РФ.
С одной стороны, ЦБ выступает в роли властного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и методов, с другой – в роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, он совмещает в себе черты учреждения публичного права с чертами организации частного права».
При этом Банк России не является органом исполнительной власти, не имеет полномочий распорядительного характера в отношении организаций, образующих банковскую систему и, по общему правилу, не вправе вмешиваться в их оперативную деятельность. Одновременно с этим в отличие от других государственных органов Банк России при осуществлении функций по регулированию банковской деятельности полностью независим от всех органов государственной власти, действующих в России.
Другие материалы:
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для[7]:
- выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечени ...
Структура и участники и валютно-фондовой биржи
Валютно-фондовый рынок имеет свои особенности, которые связаны с конкретной структурой обращающихся ценных бумаг, деловой активностью тех или иных участников рынка, общим состоянием экономики, выбранной моделью рынка.
Валютно-фондовая би ...
История создания Центрального банка России
Началом существования и, соответственно, правового регулирования статуса Центрального банка РФ (Банка России) (далее ЦБ РФ) является издание постановления Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 г. «О Государственном банке РСФСР и банках ...