Кредитные операции с землей в XIX веке в России
Проект «Положения о крестьянском поземельном банке» удостоился высочайшего утверждения 18 мая 1882 года. Затем, последовали создание правил деятельности крестьянского поземельного банка, а также были созданы Расписания оценок земли для 11 губерний. И только 8 апреля 1883 года Александр III разрешил открытие крестьянского поземельного банка и его отделений.
Параллельно с этим разрабатывался проект создания Дворянского банка, который стоял одним из главных мероприятий, направленных на поддержку дворянства. Создание банка – ответ правительства на многочисленные ходатайства дворянских собраний. Александр III дал указания министру финансов Николаю Христиановичу Буни о разработке проекта кредитного учреждения для кредитования дворян. При подготовке проекта банка министр финансов испытывал давление. Его стремлению придать бессословный характер противостоял товарищ министра внутренних дел И.Н. Дурнова. Министр финансов исходил из того, что учреждение банка возможно «лишь в форме, усвоенной вообще банковскими установлениями ипотечного кредита, которые, все без исключения, выдают ссуды посредствам закладных листов, выпускаемых с таким расчетом, чтобы на оплату процентов были обращены срочные платежи заемщиков и чтобы постепенно погашение закладных листов свершилось посредством погасительных взносов заемщиков же»[6]. Предполагаемое учреждение, по мысли министра финансов, необходимо было слить с крестьянским банком. Для рассмотрения и доработки данного проекта в феврале 1885 года было созвано специальное совещание, под руководством Н.Х. Буни, однако оно было настроено столь консервативно, что о разработке проекта бессословного банка говорить не приходилось. С.Ю. Витте так охарактеризовал ситуацию, сложившуюся вокруг разработки проекта о Дворянском банке: «Вся история Дворянского банка представляет сплошную цепь всевозможных ходатайств о льготах Дворянского банка в пользу клиентов дворян и жалоб на управляющих Дворянским банком. В том смысле, что они – враги дворянства, потому что не оказывают просимых льгот»[7].
22 февраля 1885 года проект был представлен на рассмотрение в Государственный совет. Главным критиком проекта в Совете выступил товарищ министра внутренних дел Дурнова. В печати с критикой выступили В.П. Мещерский и М.Н. Котков. Н.Х. Буни был вынужден пересмотреть основные принципы своего проекта. Новый земельный банк получил название Государственного Дворянского. Исключалось слияние его с крестьянским. Указанные изменения вызвали одобрение министра государственных имуществ М.К. Островского. 3 июня 1885 года проект «Государственного Дворянского банка» был утвержден императором. С.Ю. Витте так охарактеризовал создавшееся учреждение: «Суть его заключается в том, чтобы предоставить государственный кредит дворянству. Это еще малая беда, но затем этим не ограничено, а по различным предлогам устроили так, что дворяне платили менее того, что стоит кредит (т.е. займы) самому государству…, прибегали к большему … займу, т.е. к такой форме кредита, которая осуждена финансовой теорией и практикой»[8].
Одним из самых важных во взаимоотношении между крестьянами и крестьянским поземельным банком являлось размеры предоставления ссуд. Согласно Уставу крестьянского поземельного банка размер ссуды начислялся в зависимости от формы землепользования. И разделялся, при общинном землепользовании – на душу мужского пола, а при участковом – на отдельного домохозяина. Важным условием кредитования являлось то, что размер ссуда не могла превышать 125 рублей на мужчину при общинном землепользовании, и 500 рублей при единоличном землевладении. По положению о крестьянском банке, ссуды могли выдаваться только пяти категориям:
1) Одному (целому) сельскому обществу, которое могло состоять даже из нескольких селений.
2) Нескольким сельским обществам, выступающим как единое, для покупки земли в общее землевладение.
3) Нескольким поселениям, не являющимся целым сельским обществом.
Другие материалы:
Классификация корпоративных облигаций
Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три основные группы:
среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обращения 2-5 лет);
краткосрочные (3-9- месяцев);
небольшие займы регионал ...
Пути совершенствования управления инвестиционным процессом в РК
Государство продолжает принимать меры по ускорению развития рынка ценных бумаг. В декабре 2004 года Правительством утверждена Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005–2007 годы. В ней определены основные стратеги ...
Нормативно-правовая база процесса кредитования
Для того чтобы оценить сложившееся состояние правового регулирования, следует выявить совокупность интересов субъектов, участвующих в кредитовании. Принято полагать, что в банковском кредитовании участвуют два субъекта – банк и заемщик. Д ...